АЗСнефтебазстрой

Телефон:
8(495)772-93-44

E-mail: azsstroy@mail.ru
Главная     О компании     Контакты     Партнеры     Клиенты




Проектирование, выбор площадки и генеральный план строительства Нефтебаз.

Выбор площадки под строительство нефтебазы

Помимо чисто экономических условий, сводящихся в основном к минимальным суммарным транспортным расходам по перевозкам потребителям нефтепродуктов, необходимо, чтобы площадка, предназначенная для строительства нефтебазы, отвечала определенным инженерным требованиям, особенно геологическим и гидрогеологическим условиям. Отводимая для нефтебазы территория должна иметь необходимые разрывы между границами участка и соседними сооружениями.

Одно из важнейших условий при выборе площадки— удобное примыкание участка к транспортным магистралям.

На самой площадке или вблизи от нее необходимо иметь источник водоснабжения и энергоснабжения для хозяйственных, производственных и противопожарных нужд. Выбираемый участок должен обеспечивать удобный спуск ливневых и канализационных вод, не причиняющий вреда окрестному населению. С целью снижения стоимости строительства вблизи площадки нефтебаз желательно иметь строительные материалы и рабочую силу.

По геологическим условиям желательно, чтобы площадка была сложена из коренных пород, способных выдерживать удельную нагрузку не менее 0,1 МПа. Заболоченные и заливаемые водами территории непригодны для нефтебаз, так как в первом случае придется проводить дорогостоящие и трудоемкие дренажные работы, а во втором — возводить вокруг участка нефтебазы водоза­щитную дамбу. Различают надземную и подземную заливаемости. Особую опасность представляет подземная заливаемость, вызываемая действием подземных ключей, родников и периодическими колебаниями уровня грунтовых вод. Наиболее резкие изменения уровня грунтовых вод связаны с временами года: весной в связи с таянием снегов и дождями наиболее высокий уровень, летом и зимой наиболее низкий, осенью уровень опять повышается. Грунтовые воды, стоящие сравнительно высоко, не должны быть агрессивными, а скорость их движения должна быть незначительной во избежание размывания грунтов и связанных с этим карстовых и оползневых явлений.

Площадку желательно выбирать с наветренной стороны от населенных пунктов и соседних сооружений, чтобы пары нефтепродуктов не относились на жилые дома, объекты с открытым огнем и т. п. Для этого по данным метеорологических станций вычерчивается «роза ветров» района, показывающая повторяемость ветров (в процентах или днях в году) по румбам. Во избежание распространения огня при растекании горящего нефтепродукта по поверхности воды и по санитарным условиям речные нефтебазы следует располагать ниже по течению реки от ближайших населенных пунктов, промышленных предприятий, пристаней, мостов и т. д.

Окончательный выбор площадки нефтебазы выполняется по результатам анализа данных отчета изыскательской партии в составе: начальника, инженера-геолога или инженера-гидрогеолога, инженера-строителя, техника-геодезиста, рабочих для производства разведоч­ных выработок и топографической съемки участка и др. В районе предпо­лагаемого строительства на карте намечаются несколько вариантов размещения будущей нефтебазы. Для изучения на местности каждого из намеченных вариантов расположения нефтебазы высылается изыскательская партия, которая производит рекогносцировку местности, выбирает вариант площадки для детальной гидрогеологической разведки, а также согласовывает отвод земель под строительство нефтебазы с соответствующими организациями.

Генеральный план нефтебазы

Генеральный план нефтебазы представляет собой определенное расположение различных объектов на территории, отведенной для строительства. Генеральный план нефтебазы составляется с учетом всех местных условий: рельефа, геологических и гидрогеологических особенностей площадки, метеорологических условий, номенклатуры нефтепродуктов и некоторых особых условий эксплуатации (противопожарных, санитарных, транспортных и др.).

Топографической основой для разработки генерального плана является ситуационный план с горизонталями. С помощью ситуационного плана с железнодорожными путями, автомобильными дорогами и инженерными сетями (телеграф, телефон, водопровод, канализация, линии эпектропередач и т. п.) нефтебазы увязываются с транспортными магистралями и с соответствующими сетями района. Железнодорожные тупики помимо малой протяженности и удобного примыкания к магистрали должны быть проведены с необходимыми уклонами и радиусами кривизны. После привязки сетей приступают к размещению всех сооружений по семи зонам. Для облегчения разбивки отдельных объектов на топографический план площадки наносят розу ветров и координатную сетку. Разрывы между отдельными объектами принимаются согласно табл. Зона хранения наиболее опасна в пожарном отношении, поэтому ее выделяют в обособленную площадку, доступ на которую разрешается лишь ограниченному кругу людей. Оперативную зону следует располагать ближе к выезду и въезду, чтобы потребители не задерживались на территории базы. На нефтебазах I и II категорий под оперативную зону отводится специально огороженный участок с самостоятельным въездом и выездом на дороги общего пользования. Объекты зоны вспомогательных технических сооружений отделяют от других зон, так как там производят работы с открытым огнем, а в производственном отношении существует взаимосвязь между ними.

Зона очистных сооружений проектируется в наиболее пониженном участке территории, чтобы ливневые воды и промышленные стоки могли поступать в нефтеловушку самотеком.

Весьма важно ориентировать объекты внутри зон по сторонам света, принимая во внимание господствующее направление ветров. Так, котельные и другие объекты, где ведут работы с открытым огнем, надо размещать таким образом, чтобы ветер не сносил дым и искры на резервуарные парки, разливочные, железнодорожные тупики и т. д.

Генеральный план нефтебазы

Рис. 2. Пример генерального плана нефтебазы

1—22 — резервуары; 23 — склад пенопорошка; 24 — водоем; 25 — запасной водоем; 26—27 — железно­дорожные наливные эстакады; 28 — помещение для наливщиков; 29 — наливная насосная; 30 — узлы приема нефтепродуктов из магистральных трубопроводов; 31 — трансформаторная подстанция; 32 — механическая мастерская; 33 — водоносная; 34 — резервуары для воды; 35 — водонапорная башня; 36 — котельная; 37 — площадка для топлива; 38 — площадка для золы; 39 — обмывочная; 40 — контора; 41 — пожарное депо; 42 — здание охраны; 43 — телефонная станция; 44 — лаборатория; 45 — склад проб; 46 — вольер для собак; 47 — сторожевой пост; 48—песколовка; 49 — нефтеловушка; 50 — ограда; 51 — узко­колейка; 52 — железнодорожные линии.

 

С целью меньшего охлаждения зданий зимой целесообразно их располагать длинной стороной вдоль господствующего направления ветров. Части зданий с небольшим числом оконных проемов для лучшего их освещения желательно обращать на юг и восток.

При компоновке зон и отдельных сооружений необходимо добиваться максимально возможного сокращения протяженности технологических трубопроводов и инженерных сетей.

Размещению объектов на плане должна предшествовать горизонтальная планировка всей территории нефтебазы.

Все здания и сооружения на генплане должны иметь габаритные размеры и координаты одного из углов.

Вертикальную планировку площадки нефтебазы производят с учетом следующих требований:

  • Должны быть созданы нормальные условия всасывания насосов;
  • По возможности обеспечены самотечный слив и налив железнодорожных цистерн, налив автоцистерн и мелкой тары и т. д.;
  • Трубопроводные сети должны быть проложены без «мешков» (резкого изгиба оси трубы в вертикальной плоскости).

Примерный генплан перевалочной нефтебазы представлен на рис. 2.

После разработки генерального плана приступают к составлению технологического плана и схемы трубопроводов нефтебаз, которые являются основными (исходными) документами для гидравлического расчета трубопроводов.

После разработки генерального плана приступают к составлению технологического плана и схемы трубопроводов нефтебаз, которые являются основными (исходными) документами для гидравлического расчета трубопроводов.

Технологическая схема

Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов (с оборудованием), при помощи которой обеспечивается выполнение всех операций по перекачке жидких нефтепродуктов (рис. 3).

Для составления схемы необходимо знать число и объем операций, и их одновременность, а также номенклатуру хранимых на нефтебазе нефтепродуктов. 

Технологическая схема трубопроводов нефтебазы

Рис. 3. Технологическая схема трубопроводов нефтебазы

А — основной блок из резервуаров под: 1—3 — дизельное топливо; 4—8 — автобензин, 9—12 — керосин, 13—14 — автол, 15 — моторное топливо. Б — раздаточный технологический блок светлых нефтепродуктов из резервуаров под: 16—17 — керосин, 18 — дизельное топливо, 19—22 — автобен­зин, 23—24 — авиабензин. В — раздаточный технологический блок масел и темных нефтепродуктов; 25—26 — резервуары дизельного и моторного топлива, 27—54 — резервуары разных масел, 55 — подземные резервуары для опорожнения трубопроводов, 56 — 57 — помещения для задвижек, 58 — насосные станции, 59 — разливочные, 60 — автоэстакады, 61 — наливные стояки для масел и темных нефтепродуктов, 62 — колодцы, 63 — сливо-наливная эстакада для светлых нефтепродуктов, 64 — сливо-наливная эстакада для темных нефтепродуктов и масел; а — нефтепро­дукты; б — воздухопроводы; в — задвижки; г — фильтры; д — вентили. 

При составлении схемы следует учесть, что помимо основных операций по приему и отпуску нефтепродуктов необходимо осуществлять еще и внутрибазовую перекачку любым насосом из резервуара в резервуар в пределах определенной группы нефтепродуктов.

Технологический план

Технологический план представляет собой технологическую схему, нанесенную в масштабе на генеральный план нефтебазы. По этому плану для каждого трубопровода составляется профиль трассы, который имеет следующие графы (рис. 4):

  • в первой прочеркивается сплошной линией профиль земной поверхности и жирной линией указывается положение трубопровода;
  • во второй указывается ситуация вдоль трассы трубопровода (колодцы, насосные, пересечения дорог и т. д.);
  • в третьей приводятся красные отметки — требуемые отметки поверхности Земли;
  • в четвертой даются фактические отметки поверхности Земли наиболее характерных точек трассы (разность отметок третьей и четвертой граф составляет величину выемки или подсыпки грунта);
  • в пятой указываются отметки нижней части трубопровода (при подземной прокладке — отметки дна траншеи);
  • в шестой приводятся расстояния между характерными точками трассы, а также указываются пикеты через каждые 100 м и километровые столбы;
  • в седьмой приводятся уклоны трубопровода и расстояния, на которых этот уклон должен быть выдержан.

При помощи профилей можно: подсчитать объем земляных работ при прокладке трубопровода; проверить работу всасывающих линий построением графиков остаточных напоров; определить «мертвые» остатки нефтепродуктов в резервуарах, которые не могут быть откачаны насосами; выявить наличие «мешков» в трубопроводах, мешающих освобождению их от нефтепродуктов. 

Примерный профиль трассы трубопровода

Рис. 4. Примерный профиль трассы трубопровода


    Наш адрес: г. Москва, Борисовские пруды, д. 46, кор. 2

    Контактный телефон:  8(495)772-93-44